
Главный посыл Всебелорусского народного собрания для системы образования – развитие личностного потенциала.
«Несомненно, к числу важнейших задач школьного образования следует отнести задачу всестороннего развития детей, их творческих способностей, умений и навыков самообразования, формирования у молодёжи готовности и адаптации к меняющимся социальным условиям жизни общества».
В основных положениях проекта программы социально-экономического развития РБ на 2021-2025 гг. сказано, что в приоритете будет работа по обеспечению гибкости и модификации учебных планов, что позволит выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую ранней профессиональной ориентации и самоопределению обучающихся.
Образование – первая ступень к самоопределению и выбору сферы трудовой деятельности.
В каждом учреждении образования города и нашего района выстроена определенная система профориентационной работы. Лицей №2 города Минска имеет уникальный опыт работы в этом направлении, который отмечен Дипломом на 7 Республиканской выставке научно-методической литературы и педагогического опыта.
В лицее второй год ведется активная работа в рамках профориентаионного проекта «Velfie с профессией» - проекта профессиональных проб. Идея такого формата была предложена педагогом-психологом лицея Кашпур Галиной Петровной: "Здесь и сейчас velfie с профессией» – это своеобразная видео-профессиональная проба, форма которой продиктована разными причинами, но прежде всего – невозможностью в лайф-режиме всем примерить на себя все профессии. Но можно поделиться опытом «примерки» благодаря современным техническим возможностям не только с одноклассниками, но и со сверстниками из разных городов и стран". Небольшая группа одноклассников может спланировать визит на рабочее место, провести видео-интервью, а затем поделиться с другими ребятами полученным опытом, а при необходимости – и аргументировано поспорить с родителями, у которых своё видение проблемы. И – самое главное – перепроверить себя, твое это или нет!
В апреле 2021 учебного года в лицее проведена первая районная интерактивная профориентационная площадка «Гид профессий», где лицеисты каждого профильного направления представили будущие рабочие места согласно уровням профессионального самоопределения, а именно:
ПРОФЕССИЯ – СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ – КОНКРЕТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДНЯ, НЕДЕЛИ, МЕСЯЦА, востребованные ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ внутри профессии.
Для посещения и участия в марафоне «Гид профессий» мы пригласили профильные классы учреждений образования - 9-классников района и города, их законных представителей.
Что касается законных представителей, именно они помогают нашим лицеистам повысить уровень практической ориентированности профильного обучения и организовать профессиональные пробы. С помощью родителей и многих из 5000 наших выпускников лицеисты имеют возможность на несколько часов погрузиться в свои будущие должностные обязанности, познакомиться с изнанкой будущей профессии, а следовательно, еще раз переосмыслить свои представления о профессиональном выборе и сделать его по-настоящему осознанным. В лицее организовано сотрудничество более чем с 20 предприятиями различного масштаба, где и проходят профессиональные пробы - практическая ориентация выпускника в профессии.
Работа педагогического коллектива лицея направлена на повышение мотивации лицеистов на продолжение образования. Именно профильное обучение даёт учащимся:
прочные знания по профильным предметам, т.е., именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы;
формирует навыки самостоятельной познавательной деятельности;
формирует мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать её;
делает конкурентоспособными в плане поступления в учреждения высшего образования.
Профильное обучение - это подготовка старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам, способная обеспечить осознанный выбор своей профессиональной деятельности.
Главный багаж, с которым учащийся должен отправиться в свой профессиональный путь, это
- одна и та же профессия может быть реализована в различных вариантах рабочих мест,
- одна и та же профессия может предъявлять разнообразные требования к обязанностям и навыкам,
- понимание, что мир профессий быстро и динамично развивается.
И важно не просто готовиться к сдаче ЦТ, учиться в ВУЗе, крайне значимо уже сейчас заботиться о себе как о специалисте, обладающем достаточными профессиональными компетенциями. Именно такой специалист будет востребован в любых меняющихся условиях.
Мы готовы делиться нашим 20 летним опытом профильного обучения и профориентационной работы и организовать методическое сопровождение для учреждений района и города.
Много интересной и полезной информации для старшеклассников, педагогов и родителей можно найти на сайте Лицея №2 города Минска.
http://lyceum2.minsk.edu.by
220095, г.Минск, ул.Якубова, 74 